воскресенье, 7 октября 2007 г.

Маслоу. Часть 2. Мотивация и иерархия потребностей.

Вопрос о потребностях занимает важнейшее место в теории Маслоу. Автор прежде всего выделяет две категории мотивов человека, два разных принципа, механизма работы мотивации.
  • Для невротика, угнетенного, зависимого, несвободного человека преобладает мотивация на решение, устранение проблемы. Для него характерны потребности к ликвидации чего-то нежелательного, неприятного, тревожного, раздражающего. Такие потребности названы дефицитарными.
  • Для здорового, свободного человека, сосредоточенного на саморазвитии, характерны мотивы роста. Они имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать (реализовать) наш потенциал. Потребности в развитии (или метапотребности) должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить внутреннее напряжение, тонус организма посредством нового, волнующего и разнообразного опыта.
В известной пирамиде Маслоу иерархически отображены фундаментальные потребности. По мысли автора, эти потребности как постоянно действующие факторы характерны для больных людей (невротиков). Маслоу говорит, что невроз – это болезнь обездоленных, его порождает неудовлетворенность в элементарных нуждах. Их длительное отсутствие и приводит к заболеванию. Большинство неврозов вызвано неудовлетворенной потребностью в безопасности, в сопричастии, в любви, уважении и признании. Как только недостающую потребность удовлетворяют, болезнь (невроз) исчезает и человек выздоравливает.
Дефицитарные потребности – это проблемы, тревожные, раздражающие и, в принципе, нежелательные явления, от которых следует избавляться. Они постоянно раздражают, нервируют больного человека. Целенаправленность, мотивированное поведение, стремление довести начатое до конца – все это лишь способы ликвидации неприятных ощущений. «Это отношение красноречиво выражают такие широко используемые определения мотивации, как удовлетворение потребностей, снятие напряжения, ослабление внутреннего импульса и преодоление состояния тревоги. Отрицательное отношение к потребности почти всегда связано с концепцией, согласно которой первичной целью организма является избавление от раздражающей потребности и, тем самым, снятие напряжения, равновесие, гомеостаз, покой, избавление от боли. Стремление или потребность требует ликвидировать самое себя. Его единственной целью является точка, где оно прекращается, где от него избавляются».

У больного человека (невротика) бывает много разных постоянно действующих на него проблем (дефицитарных потребностей). Их иерархическое расположение на схеме Маслоу обусловлено не силой или их взаимным влиянием. Лестница пирамиды – это путь к самореализации личности, пройдя по которому больной человек станет здоровым. Бороться с проблемами можно в любом порядке. Но для полного избавления от неврозов важна эта последовательность, эта иерархия. Гуманистическая психология создавалась в первой половине 20 века, в период мировых войн. И нет ничего удивительного в словах Маслоу, что только около 1% людей в то время могут считаться психически здоровыми. Но он верит, что здоровыми могут стать все, важно выйти на путь саморазвития и реализации своего потенциала. Этот путь от больного человека к здоровому и показан на схеме Маслоу.

Дефицитарным потребностям невротика Маслоу противопоставляет потребности развития здорового и свободного человека (или метапотребности). Метапотребности важны в равной степени, не имеют иерархии и подчиненности. Примеры:
  • целостность
  • совершенство
  • завершение
  • справедливость
  • активность
  • красота
  • доброта,
  • уникальность
  • игра
  • истина, честь
  • самонадеянность.

Что интересно, «механизмы работы» метапотребностей отличаются от дефицитарных. Маслоу говорит, что удовлетворение от ликвидации дефицита, как правило, бывает эпизодическим и скоротечным. Наиболее часто встречается следующая схема: «вначале имеет место побуждающее, мотивирующее состояние, которое дает толчок мотивированному поведению, задача которого заключается в достижении желаемого состояния, которое, при постепенном и постоянном росте возбуждения и желания, в конце концов, достигает пика в момент успеха и свершения. С этой вершины кривая желания, возбуждения и удовольствия резко опускается на равнину покоя, расслабленности и отсутствия мотивации».

Для мотивации развития личности, наоборот, характерно отсутствие высшей точки или момента завершения, "оргазма", конечного состояния: здесь нет даже цели, если понимать ее как итог. Напротив, «развитие» - это постоянное, более или менее непрерывное, движение вперед или вверх. Маслоу отмечает: «Чем больше индивид получает, тем большего ему хочется, поэтому желание такого рода - бесконечно и никогда не может быть удовлетворено. Именно по этой причине здесь полностью отсутствует обычное деление на побуждение, путь к цели, достижение цели и соответствующий эффект. Здесь путь сам по себе является целью, и отделить цель развития от побуждения невозможно. Они также представляют собой одно целое».

Далее. Потребность человека в безопасности, сопричастности, любви и уважении может быть удовлетворена только с помощью других людей, то есть только извне. Это означает существенную зависимость от окружения. Если человек находится в таком зависимом положении, то вряд ли можно сказать, что он настоящий хозяин своей судьбы. Он должен держаться источников желаемого удовлетворения Он вынужден подчиняться их правилам и законам, вынужден удовлетворять чьи-то желания и капризы, ибо в противном случае он рискует все потерять. Он обязан быть, в определенной степени, «ориентированным на других» и не может не зависеть от одобрения, расположения и доброй воли других людей. Иными словами, он вынужден быть гибким и внимательным, вынужден приспосабливаться, подгоняя себя под внешнюю ситуацию. По этой причине, движимый стремлением к ликвидации дефицита человек должен, скорее, опасаться своего окружения, поскольку оно всегда может его разочаровать или подвести. Известно, что такой вид «тревожной зависимости» является питательной средой для враждебных чувств. Ко всему этому добавляется отсутствие свободы, та или иная степень несвободы индивида по воле случая.

В самоактуализации, напротив, человек гораздо менее зависим и скован, более самостоятелен и сам определяет направление своего движения. Осуществляющим себя людям другие люди практически не нужны. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их таланты, их скрытые ресурсы, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше боятся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами. Самостоятельность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

Человек, движимый стремлением к ликвидации дефицита, гораздо больше зависит от других людей, чем человек, сосредоточенный исключительно на саморазвитии. Первый больше «заинтересован», больше скован в своих действиях, он в большей степени зависит от своих желаний и потребностей. Эта зависимость придает определенную окраску межличностным отношениям и загоняет их в определенные рамки. «Представлять, что люди исключительно ищут удовлетворения своих потребностей или являются источниками этого удовлетворения, означает идти по неверному пути» - говорит Маслоу . В этом случае человек не воспринимается в его целостности, как сложная, уникальная индивидуальность, а рассматривается с точки зрения его полезности. Те аспекты, которые не связаны с нашими потребностями, либо упускаются из виду, либо раздражают или пугают нас. «Таково наше отношение к коровам, лошадям и овцам, а также к официантам, таксистам, швейцарам, ... всем, кого мы «используем». Совершенно бескорыстное и объективное - холистское – восприятие другого человеческого существа становится возможным только тогда, когда нам от него ничего не нужно, только когда сам он не есть нечто нужное нам.

Мы можем не осознавать «корыстности» нашего восприятия. Но мы очень хорошо осознаем эту «корыстность», когда сами становимся объектом такого восприятия, например, когда кто-то от нас зависит, что касается денег, пищи, гарантий безопасности, или если мы выполняем работу официанта или другого безликого служащего, короче говоря, являемся «средством». Когда это происходит с нами, нам это совсем не нравится. Мы хотим, чтобы нас воспринимали такими, какие мы есть на самом деле, как сложные и целостные индивидуальности. Нам неприятно, когда нас воспринимают, как «полезный объект» или «орудие». Нам неприятно, когда нас «используют».

Резюме.
  • В мотивационной концепции Маслоу дефицитарная мотивация невротика противопоставляется потребностям развития и самореализации здорового, свободного человека.
  • Иерархия дефицитарных, базовых потребностей (пирамида) означает то, что существует путь избавления, излечения невротика от зависимостей. Человек может перейти к мотивации развития путем последовательного избавления от проблем от низшего к высшему уровню иерархии.
  • Потребности саморазвития (самоактуализации) ненасыщаемы. Они между собой не имеют приоритета.

Источники.
А. Маслоу. Мотивация и личность.

Комментариев нет: