среда, 10 октября 2007 г.

Выготский. Психология искусства


Лев Семенович Выготский (1896-1934) - один из основателей культурно-исторической школы в психологии. За небольшой период своей профессиональной деятельности (10 лет) выдвинул ряд глубоких интеллектуальных идей. Это фактически единственный отечественный психолог мировой величины. После периода забвенья его работы были фактически заново открыты в 60-70-е годы ХХ века.


Главным предметом изучения в психологии должно стать сознание и высшие психические процессы. Выготский Разработал программу системного изучения явлений сознания:
  • поведение высших животных в сравнении с человеком
  • межкультурное и межэтническое сравнение развития высших психических процессов
  • педагогика и формирование сознания ребенка
  • дефектология, угнетенные и болезненные состояния сознания, возможности восстановления высших психических функций
  • гениальность и талант, предельные проявления интеллектуальных способностей
В основе теории Выготского лежит положение о том, что поведение человека необходимо рассматривать в двух взаимосвязанных планах: натуральном (результат биологической эволюции) и культурном (результат исторического развития общества). Биологическое реагирует на сигнал непосредственно. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками. Орудия направлены вовне, на преобразование действительности. Знаки формируются для влияния на других людей, а затем используются для управления своим собственным поведением. По представлениям Выготского внешние культурные воздействия на человека связаны со своим психологическим эффектом опосредованно, через личность. А само внутреннее действует через внешнее (знак), тем самым изменяя себя.

Материалы его докторской диссертации 1925 года были впервые опубликованы в 1965 году под названием "Психология искусства". В этой работе Выготский с психологических позиций исследует феномен воздействия искусства на человека. Он обращается к классическим произведениям - к басне, новелле, трагедии Шекспира "Гамлет". Главный вопрос: в чем суть воздействия искусства? Что именно делает произведение художественным, настоящим творением искусства? Замысел Выготского состоит в том, чтобы анализируя особенности структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, той внутренней деятельности, которую оно вызывает.

Существуют два взгляда, два принципиальных воззрения на эстетику. С одной стороны, искусство - это красота, гармония, совершенство формы. Результатом восприятия искусства должно быть удовольствие. Такой, гедонистический, подход предполагает механизмы вчувствования, заражения. При этом, фактически, происходит перенос свойств формы произведения искусства на состояние организма человека. Красивое, гармоничное, приятное - успокаивает, выразительное, резкое, диссонирующее, наоборот, - выводит из равновесия, нервирует, раздражает. Что интересно, подобным же образом на эстетические стимулы реагируют не только люди, но и животные.

Другие точки зрения трактуют искусство как способ познания мудрости, а поучение и наставление - как главную его задачу. Содержание, смысл составляют другую сторону произведения искусства. Для чего смысл нужно передавать с помощью художественного образа? - Для эффективности. Мысль, сопровождаемая эмоциональным переживанием, лучше понимается и запоминается. Образ - более емкий, он проще, короче, яснее. "Краткость - сестра таланта". Наиболее детально и систематично теория художественного образа разбиралась Гегелем. Он доказывал, что образность является характерной особенностью искусства и художественной деятельности вообще. Именно способность к образному формированию чувственного материала является, по Гегелю, признаком художественного таланта.

Итак, в человеке воспринимающем художественное произведение вызываются два вида чувственной, эмоциональной реакции: на форму и на содержание. Казалось бы, логично предположить, что для усиления эффекта эстетического воздействия эти два плана искусства должны быть синхронизированы, действовать совместно, усиливать эффект. Но по Выготскому, все наоборот. Главный психологический эффект настоящего произведения искусства достигается путем противопоставления формы и содержания. По мысли Выготского форма художественного произведения борется с содержанием, "воюет" с ним, преодолевает его. И в этом диалектическом противоречии содержания и формы заключается истинный психологический смысл эстетической реакции воспринимающего искусство. Два противоположных эмоциональных процесса сталкиваются и создают основной эффект психологического воздействия искусства - катарсис.

"Основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства. Благодаря этому центральному разряду чрезвычайно задерживается и подавляется внешняя моторная сторона эмоции, и нам начинает казаться, что мы переживаем только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции".

Комментариев нет: